Ну и что им с этих основных средств? Вы сами стали бы прокладывать за свой счёт линию к абоненту, которую не выкопаешь потом и не перенесёшь в другое место, если он через пару месяцев решит отключиться или просто перестанет платить?
Не имею большого опыта в коммуникациях, но в энергетике/коммуналке стоимость вновь строящихся сетей компенсируется за счёт платы за присоединение/подключение с потребителей, при том что сами сети остаются в собственности поставщика ресурсов/услуг - и это нормально, по-другому никому не будет выгодно новыми подключениями заниматься вообще.
Можно, конечно, компенсировать стоимость первоначальных капитальных вложений за счёт абонентской платы, но это для провайдера более рисковый вариант (тот самый случай, когда абоненты подключились, а потом отказались от договора или все выбрали самый дешёвый тариф; соответственно, плата за этот риск будет тоже заложена в тарифе), а для абонента - психологически менее комфортно (проще заплатить значимую сумму один раз, чем потом платить больше каждый месяц).
P.S. Честно говоря, не понимаю предмета дискуссии. Качественный доступ в интернет на порядки важнее, чем, скажем, дорогая отделка или мебель. На последнее тратим миллионы - а тут считаем тысячи? Я ни коим образом не аффилирован с Истранетом или иным провайдером, но просто (а) искренне не понимаю и (б) очень боюсь, что если поднимется волна желающих поспорить про тариф - то тема заглохнет и не получим мы нормального интернета ни задорого, ни задёшево.